Формирование уголовно-исполнительного права связывают со становлением древнерусской государственности. По сей день самым известным памятников права Древней Руси, содержащим нормы уголовного права, нормы, касающиеся уголовного наказания и его исполнения, является Русская Правда. Характерной чертой данного акта является то, что его предписания основывались лишь на обычаях, которые не были закреплены в письменном виде. Перечень наказаний за нарушение княжеского закона достаточно разнообразен. Так, за совершение убийства предусматривалась кровная месть. Данный вид смертной казни основан на исполнении наказания родственниками убитого. Наряду с этим, кровная месть могла заменяться штрафом размером в 40 гривен. Не менее сурово наказывалось воровство. Любой житель был вправе убить вора, если застал его на месте преступления. Одно из наиболее распространенных наказаний по Русской Правде наказание вирой. Вира представляла собой штраф в денежном эквиваленте, в зависимости от вреда, причиненного преступлением, от положения в сословии субъекта и объекта преступления, от положения в сословии субъекта и объекта преступления, устанавливался размер штрафа. К примеру, за убийство должностных лиц князя назначалась повышенная вира. По такому правилу, убийство управляющего княжеского двора наказывалось 80 гривнами, сельского старосты−12 гривен, холопов – 5 гривнами. Гривна−денежная единица Древней Руси, серебряный или золотой слиток, весом около фута. Период образования и укрепления Русского централизованного государства характеризуется дальнейшим развитием системы уголовных наказаний и их исполнения. В этот период перечень источников, содержащих уголовно-исполнительные нормы, пополняется Судебниками 1497 и 1550 гг, где произошло объединение предписаний Русской Правды, обычаев и судебной практики. Выше указанный период так же не отличался гуманизмом. Наиболее распространенными видами наказаний служили телесные наказания и смертная казнь. Широкое распространение получила торговая казнь−битье кнутом преступника на торговой площади или в ином публичном месте, для которого характерно массовое скопление людей, публичность должна была способствовать как предупреждению и пресечению преступлений, так и повышенному психологическому воздействию на осужденного. Также не исключалось применение членовредительских наказаний, под которыми понималось отсечение конечностей, урезание органовлица и т.д. Свое распространение получает и тюремное заключение, такое наказание предусматривалось за взяточничество, ложное обвинение людей в умышленном неправосудии и другое. Следует подчеркнуть, что если Судебник 1497 года не предусматривал каких-либо специальных органов по исполнению тюремного заключения, то с введением Судебника 1550 года появляется аппарат и органы, осуществляющие данный вид наказания. В Московском государстве в дальнейшем появляются специальные учреждения − приказы, которые ведали исполнением наказаний. Система приказов являлась ядром государственного управления в Московском государстве. Такой свод законов Московской Руси, как Соборное Уложение, предусматривал отсрочку смертной казни, то есть преступники, которые подлежали смертной казни, помещались в тюрьму на шесть недель в целях покаяния, лишь после этого смертная казнь приводилась в исполнение. Такая отсрочка предоставлялась беременным женщинам до родов, чтобы они смогли родить, а в дальнейшем подвергались казни. Помимо этого, Соборное Уложение включало принцип талиона («око за око»), принцип неопределенности наказания. В петровскую эпоху известность приобретают каторжные работы и ссылки. Ссылка предполагала определенную свободу передвижения в пределах местности, наличие социальных связей, в том числе и родственных. Главный акцент делался непосредственно на труд, а не на изоляцию. Существенный вклад в развитие пенитенциарной системы Росси внесла Екатерина II. Её указы предусматривали реформирование тюремных учреждений и гуманизацию условий содержания заключенных. Екатерина IIопиралась на опыт тюремного дела передовых европейских стран: раздельное содержание заключенных в зависимости от тяжести совершенного ими преступления, пола, вида наказания. Однако идеи, содержащиеся в проектах государыни, не были реализованы в силу того, что они были далеки от реальных возможностей России. Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания принудительных –воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является утверждение 7 ноября 1775 года «Учреждений об управлении губерниями». В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы общественного призрения, создаваемые в каждой губернии, должны были уделять большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям – работным и смирительным домам. Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление неимущим», в них должны быть установлены определенные правила «добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишеств».Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для лиц, совершивших преступление. Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по направлению наместнического правления, по прошению родителей, или требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом. Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп и «лица непотребного и невоздержанного поведения». Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее одного раза в неделю. Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного
преступления. Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались вопросы поощрений и наказаний. Положение предписывает смотрителю замка удерживать заключенных от нарушений дисциплины (кроткими средствами: благородных сажать в уединенные покои, разносчиков употреблять в работу по замку и вне очереди для чищения нечистоты и пр. или давая уменьшенную пищу хлеб да воду).Недостаточная регламентация режима в местах лишения свободы оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным, ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбывания наказания в тюрьмах России.1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы т.к. в эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике. В последующем под покровительством Александра II в Петербурге было создано Попечительское о тюрьмах общество, на основании которого осуществлялась содействие нравственному исправлению преступников. К средствам исправления относились: постоянный надзор за заключенными, размещение их по роду преступлений, заключение буйствующих в уединенное место. Первая статья Устава определяла его задачу как нравственное избавление преступников и как «улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей». Определялись пять средств исправления:
1) ближайший постоянный надзор над заключенными;
2) размещение их о роду преступлений или обвинений;
3) заставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности на оном основанной;
4) занятие их приличными упражнениями;
5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.
Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме спиртных напитков. В 1822 году Александр I утвердил Устав о ссыльных. Он содержал 435 § и предусматривал два вида ссылки в Сибирь:
1) на каторгу;
2) на поселение.
Устав в основном определял порядок эпатирования, штаты, обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение, прием ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды.29 мая 1831 г. Комитет министров принял к сведению сообщение министра внутренних дел о новой тюремной инструкции. Инструкция содержала 12 глав. Она была первым шагом в сторону создания общетюремного кодекса. По объему своего содержания инструкция, конечно, далеко не охватывала всех сторон тюремного дела. Это вполне сознавали и составители Свода законов 1832 г. включившие Инструкцию 1831 г. в виде ст. 28 выработанного ими «Устава о содержащихся под стражею». Т. 14 Свода законов был разбит на две книги. Первая из них носит название «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею», а вторая─ «Свод учреждений и уставов о ссыльных». Устав о содержащихся под стажей 1832 г. в качестве мест лишения свободы предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения предназначались для более серьезных обвиняемых и осужденных, но вместе с тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичей воли и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство. В ходе судебнй реформы 1864 года был осуществлен новый подход к проблемам организации исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. Для предупреждения их уклонения от следствия и суда применялось не только заключение под стражу, но и передача их под надзор законных представителей или лиц, изъявивших согласие контролировать поведение подростков в процессе расследования. Дальнейшее развитие пенитенциарной системы России XIX столетия происходило под влиянием трудов Радищева, Новикова, Ушакова. Так, при Николае I была осуществлена кодификация уголовного права, завершившаяся принятием в 1845 году Уложения об уголовных наказаниях. К уголовным наказаниям с лишением всех прав были отнесены: смертная казнь, ссылка на каторжные работы с наложением клейма, ссылка на поселение в Сибирь. Лишние всех прав преступника зависело от сословного положения: для дворян − потеря дворянства и всех преимуществ, для духовных лиц − отвержение из духовного сана и потеря всех преимуществ, для купцов − потеря доброго имени и всех преимуществ. В следующие годы уголовно-исполнительное право нашло свое отражение в Уголовном Уложении, принятом в 1903 году. Оно предусматривало новую систему наказаний, в которую вошли: смертная казнь, ссылка, каторга, заключение в исправительный дом, крепость или тюрьму, арест или штраф. Следует отметить, что казнь исполнялась путем непубличного повешения. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что до революции в нашем государстве не существовало единой системы исполнения наказаний без изоляции от общества. Основным видом наказания оставалось лишение свободы. Именно в этом направлении развивалась уголовно-исполнительная политика царской России.
2. Исправительно-трудовое законодательство и право советского периода
Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую ‘были идеи об исправлении осужденных – главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования «исправительно-трудовое право». Постановлением Народного комиссариата юстиции 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах» в тюрьмах «вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных.
Первым крупным советским нормативным актом в области исполнения наказания стала Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такого», утвержденная постановлением Наркомата юстиции от 23 июля 1918 г.
В. ст. 1 Временной инструкции действовавшие ранее уставы о содержащихся под стражей и ссыльных признавались потерявшими силу.
Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся в ней термины (ст. 3, 7) «исправительные меры», «воспитательно-трудовые методы» свидетельствовали, что она имелась в виду. Система мест лишения свободы состояла (ст. 3) из:
1) общих мест заключения (тюрем);
2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи);
3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения;
4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами);
5) тюремных больниц.
Заведование применением уголовных наказаний возлагалось (ст. 6) на Карательный отдел Наркомата юстиции, состоявший из девяти отделений:
1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер;
2) распределительное;
3) техническое;
4) сельскохозяйственное;
5) врачебно-санитарное;
6) снабжения;
7) строительное;
8) конвойное;
9) помощи отбывшим наказание.
Из приведенной структуры отдела видны основные направления его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах лишения свободы, труда, профессионального и общего обучения, воспитательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т.д. В целях оказания помощи освобожденным предписывалось образование патронатов при местных советах.
При общем позитивном движении по пути гуманизации и демократизации исполнения наказания сохранялись отдельные негативные черты пенитенциарной системы.
Так, по заключению распределительной комиссии, причислявшей по окончании срока наказания, осужденного к разряду хулиганов, погромщиков или упорных рецидивистов, материалы на таких лиц могли направляться в местный революционный трибунал для рассмотрения вопроса (ст. 29) об их дальнейшей изоляции. Таким образом, вводился институт неопределенности наказания, открывавший двери; административному и судебному произволу, репрессии не за конкретное преступление, а за «опасное состояние личности». Реформатории и испытательные заведения с ослабленным режимом не получили распространения на практике, в то время как трудовые колонии показали свою жизнеспособность. Первая земледельческая колония была создана в 1918 г. в Подольском уезде Московской губернии, в 1919 г. открыта первая Петроградская сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже сельскохозяйственных колоний, а в 1920 г. – 1515.
В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях. Существование этих новых мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ».
Согласно постановлению, ВЦИК от 17 мая 1919 г. (ст. 25) предусматривалось функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ: 1) обычных; 2) особых, на все время гражданской войны, где надлежало изолировать наиболее опасных противников советской власти.
Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь.
Режим в лагерях принудительных работ по своему содержанию и организации был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило (ст. 37) десятикратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный – рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием «вплоть до применения высшей меры» (расстрела).
Следующим крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло Собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. Положение развивало идеи, закрепленные во Временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» 1918 г. Оно подробно регламентировало применение общественно полезного труда (§§ 111-129 и др.), учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы (§§ 130-158), снабжения продовольствием, вещевым довольствием; лечение и другие элементы быта заключенных; определяло правовой статус администрации общих мест заключения.
Окончание гражданской войны и интервенции позволило советской власти перейти к более планомерному и интенсивному государственному строительству, созданию законодательной базы применения уголовных наказаний.
В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта Исправительно-трудового кодекса.
Проект Исправительно-трудового кодекса прошел предварительную общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. он обсуждался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, где получил положительную оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и других выступивших специалистов.
16 октября 1924 г. первый в истории России Исправительно-трудовой кодекс был принят.
Задачей Кодекса провозглашалось осуществление уголовной политики путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей (ст. 1), целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений (ст. 2). Исполнение наказаний соединялось с применением мер Исправительно-трудового воздействия.
Места заключения подразделялись (ст. 46) на три группы:
А. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера:
1) дома заключения;
2) исправительно-трудовые дома;
3) трудовые колонии – сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные;
4) изоляторы специального назначения;
5) переходные исправительно-трудовые дома.
Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера:
1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей;
2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.
В. Учреждения для применения мер социальной зашиты медицинского характера:
1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных;
2) институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.
В Кодексе отмечалось (ст. 4, 5), что исправительно-трудовое воздействие обязано проводиться путем дальнейшего развития вместо оставшихся от прежнего времени тюрем сети трудовых колоний и переходных исправительно-трудовых домов, при этом все места заточения должны были составить единую систему исправительно-трудовых учреждений. Таким образом, был провозглашен принцип: от тюрем-к исправительно-трудовым учреждениям. Подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. Кодексом вводилась детально регламентируемая прогрессивная система отбывания лишения свободы, предусматривающая изменение условий содержания осужденных на основе разделения их на разряды с разным правовым статусом в зависимости от конкретных результатов Исправительно-трудового воздействия (ст. 100-107 и др.).
При каждом месте заключения учреждалась наблюдательная комиссия (в составе начальника места заключения, районного народного судьи и представителя бюро профсоюзов), контролировавшая ход исполнения лишения свободы.
Исполнение принудительных работ без содержания под стражей осуществляли соответствующие бюро при губернской инспекции мест заключения, на которые возлагался учет этой категории осужденных, распределение их на работы, надзор за соблюдением правил отбывания наказания и т.д. (ст. 23-43). При губернских инспекциях создавались распределительные комиссии в составе губернского инспектора мест заключения, члена губернского суда, представителя губернской рабоче-крестьянской инспекции, члена губернского совета профсоюзов, члена комитета помощи содержащимся в местах заключения и освобожденным из них. Комиссии обладали обширными полномочиями в распределении и перераспределении заключенных по местам исполнения наказания, применению прогрессивной системы отбывания лишения свободы, досрочному освобождению осужденных и т.д. Работали они на демократических началах с широким привлечением специалистов пенитенциарного дела и общественности. На практике некоторые положения Кодекса, оказались нежизненными. Так, в связи с переполненностью тюрем и отсутствием необходимых социально-экономических предпосылок не была реализована прогрессивная система отбывания лишения свободы. Постановлением ВЦИК и СНК от 30 октября 1929 г. были ликвидированы распределительные комиссии (с передачей их основных функций наблюдательным комиссиям).
3. Период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству
После принятия Конституции Российской Федерации 1993г. Начался процесс проведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. Согласно ст.71 Конституция установила положение относительно того, что в ведении Российской Федерации находится уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно- исполнительное законодательство.
Указанный подход законодателя предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону.
Введение в действие новой Конституции активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом приходящего на смену Исправительно- трудовому Уголовно-исполнительного кодекса. Значительное влияние на законотворческую деятельность в этой области оказали конференции, семинары, дискуссии, в том числе в средствах массовой информации, направленные на выработку идей о реформировании законодательства, регламентирующего исполнение наказаний. Существенным шагом в реформировании рассматриваемой сферы стало принятие 15 июня 1995г. Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который отменил действующие ранее общесоюзные Положение о предварительном заключении под стражу и Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Федеральный закон отделил правовой статус содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Это позволило продвинуться по пути выполнения Россией взятых международных обязательств по демократизации системы уголовной юстиции.
13 января 1996 г. Президент Российской Федерации одобрил подготовленную учеными и практиками, прошедшую обсуждение на различных уровнях с привлечением населения и средств массовой информации, Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005г. Концепция содержала комплекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конституции РФ, потребностями надежно обеспечить права и законные интересы осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
По существу, в ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнительной системы России на ближайшую и отдаленную перспективу. Между тем процедура прохождения, представленного в Федеральное Собрание РФ проекта Уголовно-исполнительного кодекса затягивалась в силу наличия значительного количества спорных моментов, в то время как Уголовный кодекс был принят и введен в действие с 1 января 1997г. Новое уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное
законодательство, без которого невозможна реализация Уголовного кодекса, запаздывало.
В этой связи законодатель в целях обеспечения применения уголовного закона принял решение о внесении в действующее уголовно- процессуальное и исправительно-трудовое законодательство временных (до введения в действие нового Уголовно-процессуального и Уголовно- исполнительного кодексов) корректив.
15 декабря 1996г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно- трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации.
В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные с текстом проекта Уголовно-исполнительного кодекса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к действию в условиях реализации нового уголовного законодательства. 8 января 1997г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон о введении в действие с 1 июля 1997г. Уголовно-исправительного кодекса. Таким образом, в России завершился период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству.
4. Понятие, содержание, цели, задачи и система современного уголовно-исполнительного законодательства
Уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Такой подход к определению рассматриваемого понятия получил официальное закрепление в УИК РФ, где ч. 1 ст. 2 устанавливает: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов».
Центральное место в системе уголовно-исполнительного законодательства занимает УИК РФ. В нем впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказаний и иных мер, предусмотренных УК РФ. УИК РФ как законодательный акт сводного характера охватывает всю важнейшую часть нормативного материала уголовно-исполнительного законодательства и на основе единых принципов достаточно детально, непосредственно и полно регулирует общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. УИК РФ – это закон, рассчитанный на длительный период действия и излагающий в систематизированном виде конкретные правовые нормы, определяющие общие положения реализации наказания и регулирующие исполнение всех видов уголовных наказаний. По сути дела, для регламентации каждого их отдельного вида, закрепленного в УИК РФ, мог бы быть издан отдельный закон. Связь между этими потенциальными законами в УИК РФ доведена до такой степени совершенства, что позволяет говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных предписаний, пронизанных едиными подходами, обобщениями, принципами.
На сегодняшний день кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:
1) Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» – определяет принципы, задачи и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее организационную структуру, а также организационно-правовые основы деятельности учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет права и обязанности персонала уголовно-исполнительной системы, их правовую и социальную защиту;
2) Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» – содержит отлагательные нормы об исполнении наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста;
3) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» – в дополнение к УИК РФ устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа;
4) Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» – обеспечил практическое исполнение с 1 января 2005 г. уголовного наказания в виде обязательных работ;
5) федеральные законодательные акты, принятие которых прямо предусмотрено УИК РФ, в том числе: об общественном контроле за обеспечением прав, осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и о содействии общественных объединений их деятельности; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением; о помиловании и др.
В настоящее время в Государственной Думе обсуждается проект Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности». Данный Закон призван урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействием общественных объединений их деятельности. Это, к сожалению, значительно сужает предмет Закона, распространяя его действие исключительно на учреждения, обеспечивающие изоляцию осужденных от общества. Тогда как ч. 2 ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает осуществление общественного контроля за всеми учреждениями и органами, исполняющими наказания. Вне общественного контроля остается исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и институт условного осуждения.
Следовательно, перечисленные законодательные акты и представляют собой собственно уголовно-исполнительное законодательство.
Особое положение в законодательстве, регламентирующем деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, занимает Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». С одной стороны, этот Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Тем самым его предмет отличен от предмета уголовно-исполнительного законодательства. С другой стороны, на администрацию СИЗО наряду с реализацией мер уголовно-процессуального принуждения возложены функции исправительных учреждений по исполнению лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО (ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), а также в отношении лиц, осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Указанные обстоятельства позволяют условно отнести рассматриваемый Закон к уголовно-исполнительному законодательству в узком смысле.
Цели уголовно-исполнительного законодательства определены в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства (ст. 1 ИТК РСФСР), которое практически дословно воспроизводило формулировку ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства несколько отличаются от целей наказания, закрепленных в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Отсутствие в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ цели восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.
Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление). В науке уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальная, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь – изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обусловливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.
Цель предупреждения совершения новых преступлений реализуется по двум направлениям. Первое – недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания (специальное предупреждение) осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилактических мероприятий. Они особенно разнообразны, когда исполняются такие виды наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль, применение специальных средств и другие меры по обеспечению режима). При исполнении других наказаний применяется иная система предупредительных мер, основное место в которой занимает контроль за поведением осужденного и соблюдением им порядка и условий отбывания назначенного наказания со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего данный вид уголовного наказания.
Вторым направлением является общее предупреждение преступлений иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. В отношении остальных неустойчивых граждан сдерживающим фактором в совершении ими преступлений должен выступать сам достаточно жесткий порядок и условия отбывания уголовного наказания, когда существенным образом ограничиваются права и свободы человека.
Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путем решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).
Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений, возникающих в этой сфере. Причем уголовно-исполнительное законодательство в главах Особенной части устанавливает, как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.
Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.
Задача охраны прав, свобод и законных интересов, осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19 – 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.
5. Федеральный закон как основной источник уголовно-исполнительного законодательства
Среди нормативно-правовых актов ведущая роль во всех отраслях права и законодательства не случайно отводится законам.
Законы принимаются высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа в ходе референдума. Это наделяет их высшей юридической силой, то есть верховенством над всеми остальными формами нормативно-правовых актов. Остальные нормативно-правовые акты должны основываться на законах и не противоречить им.
Законы подразделяются на конституционные (основные) и текущие (обыкновенные), федеральные и принятые субъектами Российской Федерации.
Важнейшим источником отечественного права в целом, в том числе и уголовно-исполнительного, является Конституция Российской Федерации. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой.
Конституционные нормы являются основополагающими для разработки и принятия нормативных актов (источников) уголовноисполнительного права. Есть конституционные нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере исполнения уголовных наказаний (например, о принятии актов об амнистии Государственной Думой Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); актов о помиловании Президентом Российской Федерации (п. «в» ст. 89); о праве каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также о праве просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50); об отсутствии права избирать и быть избранными у лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32)).
Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе Конституции России и в соответствии с ней. Она содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы уголовно-исполнительного права, в частности положения, закрепляющие основные права и обязанности граждан и правовые принципы законности, гуманизма и демократизма. Конституция относит к ведению Российской Федерации принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний (п. «о» ст. 71).
Непосредственными текущими законами (источниками) уголовно-исполнительного права Российской Федерации являются: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 г. и вступивший в действие с 1 июля 1997 г., закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В них определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его структура, содержание и принципы; права и обязанности персонала учреждений, исполняющих наказания. В кодексе закреплены также система и виды учреждений, исполняющих наказание. Системе учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросам, связанным с исполнением наказаний этого вида, посвящен закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г.
К иным действующим законам относятся федеральные законы Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»; от 8 января 1998 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статьи 184, 185 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»; от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» и др.
Согласно Уголовно-исполнительному кодексу правительственные постановления регламентируют условия и порядок оплаты труда лиц, лишенных свободы, нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных и др.
6. Общая характеристика Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации
Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 18 декабря 1996 г., существенно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. по многим позициям.
В УИК впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказании. Структурно он соответствует классификации наказаний, принятой новым УК РФ, в нем более четко определен предмет правового регулирования и из него исключены институты и нормы, которые регулируют общественные отношения, не входящие в сферу исполнения наказания.
В УИК по-новому определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, впервые сформулирована система принципов этой отрасли законодательства, детально урегулирован как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний.
Уголовно-исполнительный кодекс закрепил систему контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, всесторонне урегулировал контроль органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, общественный контроль.
Система исполнения отдельных видов наказании урегулирована по единой схеме:
- порядок и условия исполнения конкретного вида наказания;
- обязанности и права осужденных;
- обязанности и права администрации учреждении и органов, исполняющих наказание;
- применение средств исправления осужденных и меры обеспечения их реализации.
Такая четкая структура правового регулирования позволяет легко ориентироваться субъектам и участникам правоотношении правоприменительной деятельности.
При исполнении наказании в виде лишения свободы, как наиболее строгих наказании, внедрена трехступенчатая, а в воспитательных колониях — четырехступенчатая система отбывания наказании (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что позволяет избежать нежелательных переводов, осужденных из одного вида режима в другой.
Впервые на уровне закона урегулировано исполнение всех видов наказании в отношении военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса обеспечить применение средств исправления и воинского воспитания.
Перечисленные законы, как действующие, так и подлежащие принятию, образуют отрасль уголовно-исполнительного законодательства в узком смысле слова.
Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права.
Впервые в законодательстве, регулирующем исполнение уголовных наказании, выделены в самостоятельные категории цели и задачи данной отрасли права. Согласно ч.1 ст. 1 УИК, целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК профилактических мер (охрана и надзор за осужденными — ч. 1 ст. 92, оперативно-розыскные мероприятия – ст. 84, применение мер поощрения и взыскания – ст. 113, 115), а также проведения с ними воспитательной работы.
Общее предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно строгие условия отбывания наказания, ограничения прав и свобод, осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан и удерживать их от совершения преступлений.
В ч. 2 ст. 1 УИК достаточно четко и конкретно сформулированы задачи уголовно-исполнительного законодательства. Они охватывают наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права и включают в себя: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
4. Группу подзаконных нормативных правовых актов можно разделить на две категории: постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты.
К числу первых следует отнести Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утверждено Правительством РФ 16 июня 1997 г.), в котором определены задачи этих органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и права; Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено Правительством РФ 4 июня 1997 г.), в котором определены задачи и функции указанных воинских подразделений. Кроме того, подлежат принятию положения об арестных домах и исправительных центрах.
УИК передал Правительству РФ полномочия принять нормативные правовые акты, устанавливающие минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы (ч. 3 ст. 99 УИК), перечень технических средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования (ч. 3 ст. 83 УИК), форму одежды осужденных к лишению свободы (ч. 4 ст. 82 УИК).
Ко второй группе относятся ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, издаваемые единолично или совместно с другими министерствами и ведомствами: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены Министерством внутренних дел РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 30 июня 1997 г.). Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены Министерством Обороны РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 27 июля 1997 г.).
Министерство внутренних дел принимает целый ряд актов, касающихся различных сторон процесса исполнения наказаний. Так, Приказ МВД от 22 сентября 1992 года регламентирует меры по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, которая осуществляется также и в местах лишения свободы.
Совместными актами Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения определяет порядок оказания медицинской помощи осужденным в местах лишения свободы.
К особой группе источников уголовно-исполнительного права следует отнести международные договоры, заключенные или признанные Российской Федерацией. К ним относятся в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданский и политических правах (1966г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975г.), Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.), Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (1990 г.) и другие.
Отнесение международно-правовых актов к источникам уголовно-исполнительного права базируется на положении Конституции Российской Федерации о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, применяются правила международного договора.
Если уголовно-исполнительное законодательство противоречит международным договорам, ратифицированным Российской Федерацией, уголовно-исполнительное законодательство приводится в соответствие с указанными международными договорами.
В соответствии с нормами и принципами международного права уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основывается на недопущении пыток и других бесчеловечных или унижающих видов обращения с осужденными.
Среди вышеперечисленных международно-правовых актов особо следует отметить Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Это стандарт, модель исполнения указанных видов наказания, которая должна лежать в основе национальной уголовно-исполнительной системы.
Уголовно исполнительное законодательство Российской Федерации по возможности максимально учитывает рекомендации указанных актов в соответствии с экономическими и социальными возможностями нашего государства в современных условиях.
7. Подзаконные нормативно-правовые акты как источники уголовно-исполнительного законодательства
Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Разумеется, Конституция не может содержать исчерпывающего перечня его полномочий. Вместе с тем потребность в правовом закреплении тех или иных вопросов внешней и внутренней политики значительна. В этой связи указы и распоряжения Президента в настоящее время касаются широкого круга проблем.
В определении основных направлений развития уголовно-исполнительной системы важное значение имеют указы Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»1 и от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».
Правительство, осуществляя исполнительную власть в государстве, издает соответствующие постановления и распоряжения, обязательные для реализации на всей территории Российской Федерации. Эти акты в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены (ч. 3 ст. 115 Конституции Российской Федерации).
В сфере исполнения уголовных наказаний Правительство Российской Федерации в связи с вводом в действие Уголовно-исполнительного кодекса приняло ряд постановлений. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. утверждено Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативах их штатной численности, которое регулирует деятельность учреждений, исполняющих уголовные наказания без изоляции от общества.
Важное значение в деле улучшения воспитательной и хозяйственной деятельности исправительных учреждений имели постановления Правительства Российской Федерации об утверждении федеральных целевых программ о содействии трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы.
Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, основанные на федеральных законах по вопросам исполнения наказаний, также относятся к числу источников уголовно-исполнительного права (ст. 4 УИК РФ).
Кроме того, источниками уголовно-исполнительного права являются нормативные акты, принимаемые Федеральной службой исполнения наказаний (например, Приказ ФСИН России от 19 мая 2006 г. № 245 «Об утверждении регламента Федеральной службы исполнения наказаний»),
В отдельных случаях уголовно-исполнительные нормы могут содержаться в нормативных актах других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также в совместных приказах Министерства юстиции Российской Федерации и других министерств, и ведомств. Так, Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство юстиции приняли совместный приказ от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, и заключенным под стражу».
К ведомственным нормативным актам относятся нормативные правовые акты, принимаемые Министерством обороны Российской Федерации по вопросам исполнения уголовных наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих (приказ Министерства обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. № 302).
Статья 71 Конституции Российской Федерации установила, что уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с этим органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы уголовно-исполнительного права.
Акты Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации сами по себе источниками права не являются, поскольку
Деятельность судов – ненормотворческая. Однако высшие судебные органы призваны обеспечивать единство в правоприменительной деятельности и осуществлять надзор за применением законов нижестоящими судами. Поэтому их постановления и определения по конкретным делам, их обобщения практики должны учитываться. В определенной степени эти акты призваны восполнять пробелы в законодательстве и обеспечивать единство в принятии решений и соответствие их закону. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2001 г. № 14 на основе обобщения судебной практики дал ряд важных разъяснений и указаний о назначении судами видов исправительных учреждений.
Особыми полномочиями наделен Конституционный Суд Российской Федерации. Он призван решать дела о соответствии положений законодательных и иных нормативных правовых актов Конституции. В связи с этим источниками уголовно-исполнительного права являются заключения и постановления Конституционного Суда Российской Федерации в случае их принятия по «коллизиям» нормативных актов уголовно-исполнительного права.
Так, постановлением от 23 июня 1995 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал положения ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, допускающие лишение нанимателя жилого помещения или членов его семьи права пользования жилым помещением в случаях временного отсутствия, не соответствующими ч. 1 ст. 40 и ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. была признана не соответствующей Конституции ст. 124 закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которой приостанавливались выплаты трудовой пенсии осужденным пенсионерам во время их нахождения в местах лишения свободы.
Указанные постановления Конституционного Суда Российской Федерации повлекли за собой серьезные изменения в правовом статусе осужденных.
8. Виды и структура норм уголовно-исполнительного законодательства
Под нормой уголовно-исполнительного права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношении: государственных органов, организации, общественных объединении, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан. Особенностью норм уголовно-исправительного права, является то, что некоторые из них рецепированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующие: труд осужденных к лишению свободы (ст. 103-107 УИК); пенсионное их обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст.99 – 101 УИК).
Не все нормы содержат модель должного поведения. Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формируются определенные понятия (дефиниции).
Нетипичные правовые предписания выполняют роль связывающего звена между политикой в сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку закрепляют в нормах-принципах цель, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области.
В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу норм:
- бланкетных;
- отсылочных.
В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания.
Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 и т. д.) отсылают к другим нормам УИК, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм.
Нормы уголовно-исполнительного права можно классифицировать по отдельным видам в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на:
- регулятивные;
- поощрительные;
- охранительные.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношении. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:
- обязывающие, устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82);
- уполномочивающие, предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89);
- запрещающие, напротив, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные.
Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК).
Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 и др.).
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК).
Нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на:
- материальные;
- процессуальные (процедурные).
Нормы материального права устанавливают содержание правил поведения, процедурная норма регулирует условия и порядок их реализации. Наиболее четко такое соотношение и взаимосвязь материальных и процессуальных норм выражены в ст.ст. 51,52 УИК. В ст. 113 и 115 УИК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст. 116 и 117 УИК определена процедура их применения.
В структуре норм выделяются:
- гипотеза;
- диспозиция;
- санкция.
Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст.97 УИК).
В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы — правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм.
В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК. Кроме того, санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту – осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.
Заключение
Эволюция отечественных отраслей права в области борьбы с преступностью, как и всего законодательства в целом, по общему признанию, отражает основные особенности развития Российского государства, экономические, социальные, политические изменения, происходившие в нем.
Цели уголовно-исполнительного законодательства определены в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путем решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 УИК РФ определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).
Процесс формирования уголовно-исполнительного законодательства еще не завершен. Так, остались не урегулированными вопросы контроля за поведением условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, исполнения меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества, порядок деятельности прохождения службы сотрудниками учреждений и органов, исполняющих наказания. Решение этих и других неурегулированных вопросов требует внесения дополнений в УИК РФ, а также принятия ряда новых законов.
Большинство важнейших общемировых универсальных международных соглашений о защите прав и свобод человека разработано в рамках ООН. Среди них главное место занимают Всеобщая декларация прав человека, принятая Генассамблеей ООН (1948 г.), и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
Международно-правовые акты провозглашают право на жизнь, но делают исключение для смертного приговора. Так, статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой говорится о праве на жизнь, оканчивается словами: «Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством».
Заказать эссе недорого означает запросить написание эссе по доступной цене, которая соответствует вашему бюджету или финансовым возможностям. Когда вы ищете недорогой заказ эссе, вы ожидаете, что стоимость услуги будет разумной и приемлемой для вас.
Недорогая цена не должна означать ухудшение качества работы. Убедитесь, что исполнитель или сервис все равно предоставляют высококачественное эссе, которое соответствует вашире требованиям.
Заказывая недорогое эссе, важно балансировать между бюджетом и качеством, чтобы получить желаемый результат без лишних финансовых затрат.