Право, как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Общественные отношения закрепляются в юридических нормах и правовых актах, которые могут использоваться для оказания целенаправленного регулирующего воздействия фактически в любой сфере отношений, в том числе возникающих в сфере ОРД.
Правовое регулирование в ОРД – это осуществление при помощи системы правовых средств воздействия на оперативно-розыскные отношения с целью их упорядочения.
Рассмотрение правового регулирования затруднительно без уяснения вопроса о его механизме, поскольку в последнем проявляется динамическая характеристика правовой системы, которая показывает, как складываются и реализуются правовые отношения, порождающие в конечном счете конкретные поступки людей. Механизм правового регулирования состоит из следующих элементов: 1) юридических норм; 2) правоотношений; 3) актов реализации прав и обязанностей.
1. Юридические нормы составляют основу правового регулирования. В сфере ОРД под оперативно-розыскной нормой понимается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование отношений при осуществлении ОРД.
Теория права в структуре правовой нормы выделяет три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется оперативно-розыскная норма (например, указание на основания и условия проведения ОРМ – ст. 7, 8 Закона об ОРД).
Диспозиция – часть нормы, закрепляющая модель поведения, которому должны следовать субъекты ОРД.
Среди диспозиций по способу их изложения выделяют:
• простые – регламентирующие общие признаки варианта поведения субъекта ОРД без раскрытия его признаков (например, наблюдение – п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД);
• описательные – регламентирующие основные признаки поведения субъекта ОРД (ч. 7 ст. 5 Закона об ОРД);
• ссылочные – отсылающие для ознакомления к другой норме Закона об ОРД. Например, ДОУ согласно ч. 2 ст. 10 Закона об ОРД осуществляется при наличии оснований, предусмотренных п. 1–6 ч. 1 ст. 6 данного Закона.
• бланкетные – отсылающие для ознакомления с правилом поведения к другим законам и подзаконным нормативным правовым актам (ч. 1 ст. 4, п. 5 ч. 1 ст. 7, ст. 20 Закона об ОРД).
Санкция – часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные условия, возникающие в случае нарушения диспозиции. Например, неисполнение законных требований должностных лиц, осуществляющих ОРД, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ч. 3 ст. 15 Закона об ОРД).
2. Правоотношения являются следствием действия права как социального и государственного института. Право регулирует лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для государства, общества и граждан. В их число входят отношения в сфере ОРД.
Под оперативно-розыскными правоотношениями понимают урегулированные оперативно-розыскными нормами фактические (реальные) общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством с целью достижения результата, предусмотрен ноге оперативно-розыскным законодательством.
Оперативно-розыскные правоотношения характеризуются следующими особенностями:
– они осуществляются в правовой форме на основе оперативно-розыскных норм;
– могут носить как гласный, так и негласный характер;
– являются одной из форм установления уголовно-правового отношения;
– способствуют реализации не только уголовно-правовых, но и в ряде случаев административно-правовых отношений;
– могут порождать уголовно-процессуальные правоотношения, а в некоторых случаях сами могут возникать из уголовно-процессуальных правоотношений;
– им свойственен много системный характер, т.е. для достижения конкретной цели в одних случаях достаточно одного правоотношения, в других требуется их совокупность.
Особенностью правоотношений в сфере ОРД является то, что они являются оперативно-розыскными, но с элементами иных отраслей права. Многие правоотношения административно-правового, уголовного, трудового, финансового и других отраслей права находят свое преломление в оперативно-розыскных нормах.
В нормах Закона об ОРД закрепляются следующие отношения:
• административно-правовые (ч. 2 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 15 и др.);
• уголовно-правовые (ч. 4 ст. 18, ч. 3 ст. 21);
• уголовно-процессуальные (п. 3, ч. 1 ст. 7, ст. 11);
• уголовно-исполнительные (ст. 2, ч. 5 ст. 13 и др.);
• гражданско-правовые (ст. 8.1, п. 3 ч. 1 ст. 15);
• трудовые (ч. 2 ст. 17, ч. 5 ст. 18 и др.);
• финансово-правовые (ст. 19).
Оперативно-розыскные правоотношения в зависимости от их участников подразделяются на отношения, возникающие:
1) между руководителями органа, осуществляющего ОРД, и оперативными сотрудниками;
2) оперативными сотрудниками и лицами, в отношении которых начато оперативно-розыскное производство;
3) оперативными сотрудниками и лицами, которые оказывают содействие органам, осуществляющим ОРД;
4) лицами, которые оказывают содействие органам, осуществляющим ОРД, и лицами, в отношении которых проводятся ОРМ;
5) оперативными сотрудниками и субъектами, осуществляющими контроль и надзор за ОРД.
По длительности правоотношения подразделяются на кратковременные (однократное конфиденциальное отношение оперативного сотрудника и конфидента, изъятие предметов и документов при проведении гласных ОРМ) и долговременные (длительное использование служебных помещений в ходе проведения ОРМ, заключение контракта о долговременном сотрудничестве с конфидентом и др.).
В зависимости от субъектов, участвующих в правоотношении, выделяют: а) внутренние правоотношения, возникающие в рамках одного из органов, осуществляющего ОРД; б) внешние правоотношения, проявляющиеся во взаимодействии с другими структурами (органами предварительного расследования, работниками уголовно-исполнительной системы, международными правоохранительными органами и организациями, прокуратурой и др.).
3. Акты реализации прав и обязанностей выражаются в конкретных действиях сотрудника органа, осуществляющего ОРД.
Указанные акты могут выражаться в форме: а) актов-документов, оформляемых письменно (постановление руководителя оперативно-розыскного органа, рапорты, справки, составляемые оперативным сотрудником, и т.д.); б) актов-действий (устные распоряжения, приказы руководителя оперативно-розыскного органа, различные поведенческие акты оперативного сотрудника).
Письменные акты-документы имеют определенную структуру, которая, как правило, состоит из определенных частей: вводной, описательной, мотивировочной, результативной. Выделяются акты, не имеющие разделов, за исключением результативной части, т.е. акты-резолюции (например, резолюция руководителя оперативно-розыскного органа на рапорте оперативного сотрудника о проведении конкретного ОРМ, о дальнейших действиях – проверке информации, заведении ДОУ и др.).
Поведенческий акт в ОРД является разновидностью поведенческого профессионального акта, посредством которого осуществляется позитивное воздействие на преступность. К числу таких актов относятся: получение информации, ее хранение и защита; реализация информации; осуществление оперативно-розыскных мер и др.
Поведенческий акт оперативного сотрудника проявляется в следующих обстоятельствах: а) определенных условиях складывающейся оперативной обстановки (линии, объекте, отрасли работы); б) оперативно-розыскной ситуации, которая обусловлена проведением различных оперативно-розыскных операций, выявлением отдельных видов преступлений, оценкой конкретной оперативно-розыскной информации, выработкой мер оперативно-розыскного предупреждения преступлений, устранением социально- экономических и криминогенных факторов, способствующих воспроизводству преступности, и др.
Заказать эссе недорого означает запросить написание эссе по доступной цене, которая соответствует вашему бюджету или финансовым возможностям. Когда вы ищете недорогой заказ эссе, вы ожидаете, что стоимость услуги будет разумной и приемлемой для вас.
Недорогая цена не должна означать ухудшение качества работы. Убедитесь, что исполнитель или сервис все равно предоставляют высококачественное эссе, которое соответствует вашире требованиям.
Заказывая недорогое эссе, важно балансировать между бюджетом и качеством, чтобы получить желаемый результат без лишних финансовых затрат.