Как отрасль права уголовно-исполнительное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения, а также оказания на осужденных, испытывания осужденными исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия.
Отличительной чертой уголовно-исполнительного права является наличие собственного предмета и метода. В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования определенного вида общественных отношений. Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительного права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Предмет уголовно-исполнительного права
Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права — это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К предмету уголовно-исполнительного права наряду с общими положениями и принципами исполнения наказаний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК, относится регулирование:
- применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
- порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных;
- порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
- порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;
- порядка освобождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.
Таким образом, в предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права входят общественные отношения в процессе:
- исполнения, отбывания уголовных наказаний; исполнения, отбывания иных мер уголовно-правового характера; исправительного воздействия; ресоциального воздействия; предупредительного воздействия; исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.
Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ
В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового характера относят принудительные меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних (ст. 90-92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ), условное осуждение, условно-досрочное освобождение, замену наказания.
Согласно другой позиции под мерами уголовно-правового характера в уголовно-исполнительном праве понимаются принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудительных мер воспитательного характера для несовершеннолетних.
Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правового характера, как принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; условно-досрочное освобождение от наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, помилование и амнистия регламентируется ст. 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.
Ряд авторов считают, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства. Так, Ю.М. Ткачевский полагает, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений.
По мнению других авторов, в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными должны входить в предмет уголовно-исполнительного права, однако в перспективе возможно их включение в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений.
Профессор В.А. Уткин считает, что отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, строго говоря, не являются уголовно-исполнительными и представляют собой предмет формирующегося в России социального законодательства.
Однако отношения материального характера, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, а также контроля за осужденными, отбывающими наказания, и иные меры уголовно-правового характера, скорей всего, логично отнести к предмету криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым. Отдельные же процедурные аспекты могут быть предметом уголовно-исполнительного права.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных
В юридической литературе указывается, что в предмет регулирования уголовно-исполнительного права входят общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний .
Однако, как справедливо отмечает А.А. Рябинин, общественные отношения регулируются именно в процессе, а не по поводу исполнения наказаний, ибо вся управленческая деятельность по поводу исполнения наказания есть деятельность административно-правовая и регулируется она нормами административного права.
Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнительного права, как порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, не следует понимать расширительно, т.е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.
В связи с этим заслуживает внимания утверждение В.Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права есть система установленных органами государственной власти юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний».
Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-исполнительного права входят общественные отношения, направленные на реализацию соответствующих материальных норм уголовного права в соответствии с приговором (определением, постановлением) суда. В сущности, указанные общественные отношения являются процедурными.
В предмет регулирования уголовно-исполнительного права входят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящих в содержание наказания) предупредительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, исправительного и ресоциального воздействия. Исправительное (исправление, перевоспитание) и предупредительное воздействие — это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и предупредительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспитательное и предупредительное воздействие. Вместе с тем, как воспитательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нарушением, преступлением.
В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответствующих процессуальных норм уголовного процесса, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.
Метод уголовно-исполнительного права
Под методом правового регулирования в теории права традиционно понимается система юридических средств и способов воздействия на общественные отношения.
По мнению О.В. Филимонова, «правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивного (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы (См., напр.: Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов /А.С. Бланков, Ф.М. Фокин / под ред. В.П. Кашепова. – М.: Былина, 2003. – С. 13.).
В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполнительного права:
- императивный — по способу правового регулирования; запрещающий — по способу воздействия на поведение людей; карательный — по характеру воздействия; метод санкций — по способу реализации; метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.
Наиболее правильное мнение – правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:
- императивного (метода властного приказа),
- диспозитивного метода,
- метода поощрения,
- метода взыскания (наказания).
В содержание императивного метода входит использование приказов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.
Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта своих действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации предоставленных им прав.
Метод поощрения заключается в создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-исполнительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одобряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.
Метод взыскания (наказания) заключается в создании максимально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужденным порядка, условий отбывания наказания и (или) меры уголовно-правового характера и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполнительного права предусматривают целый ряд конкретных форм взысканий.
Список использованных источников:
Нормативно-правовые акты:
- “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
Учебная литература:
- В.Б. Малинин, Л.Б. Смирнов, «Уголовно-исполнительное право, 2019 г.
Заказать эссе недорого означает запросить написание эссе по доступной цене, которая соответствует вашему бюджету или финансовым возможностям. Когда вы ищете недорогой заказ эссе, вы ожидаете, что стоимость услуги будет разумной и приемлемой для вас.
Недорогая цена не должна означать ухудшение качества работы. Убедитесь, что исполнитель или сервис все равно предоставляют высококачественное эссе, которое соответствует вашире требованиям.
Заказывая недорогое эссе, важно балансировать между бюджетом и качеством, чтобы получить желаемый результат без лишних финансовых затрат.